Параплан: прогулка в облаках
Мы это сделали! Однажды в субботу, когда погода была в меру ветреная, ярко светило запоздалое осеннее солнце, а на небе не было ни одного, даже самого мало-мальского облачка - мы собрали все необходимое для пикника, погрузились в машины и выехали в сторону Красного Яра, чтобы полетать на параплане...
Чтобы почувствовать небо, далеко ехать не нужно: выезжаете из Уфы со стороны Затона в направлении деревни Курасково, проезжаете висящий справа от дороги большой щит с надписью «Красносярский сельсовет» и проезжаете еще немного до того места, где дорога делает довольно крутой поворот направо. Здесь же от главной дороги резко влево отходит дорога грунтовая - она-то и приведет к нужному месту - полю, на котором в выходные дни собираются парапланеристы.
Доехали мы с некоторыми сложностями, ибо не вняли объяснениям знающих людей и поначалу свернули не на ту грунтовку. Поплутав некоторое время по полям, а затем сообразив воспользоваться сотовой связью, мы все-таки поняли, в каком направлении надо ехать и, наконец, добрались. А встречал нас инструктор Алексей Дракон, руководитель парапланерного подразделения ОФ СЛА (Объединенной федерации сверхлегкой авиации РБ), который уже успел сводить в небо нескольких восторженно хихикающих счастливчиков. Он и стал нашим гидом, заодно рассказав о прапланеризме как явлении.
В конце 80-х начале 90-х годов XX века волна интереса к сверхлёгким летательным аппаратам захлестнула всю Россию. Тогда же в нашу страну пришла новая «мода» - парапланеризм.
Можно сказать, что парапланеризм, или как его еще называют параглайдинг, - это самый доступный из авиационных видов спорта. Во-первых, в материальном плане. А во-вторых, достаточно найти подходящий склон, чтобы парить в воздухе.
Многие путают параплан с парашютом, но это совершенно разные способы получать удовольствие от полета в небе. Параплан - это управляемый летательный аппарат, на нем можно летать далеко и долго. Парашют же предназначен просто для безопасного спуска сверху вниз, в то время как на параплане можно набирать высоту.
Подъемная сила создается благодаря обтеканию профиля крыла встречным потоком воздуха. Именно она поддерживает определенную скорость относительно воздуха. Следовательно, чтобы лететь, параплан непрерывно расходует высоту, то есть планирует.
Чтобы набрать высоту, параплан должен попасть в восходящий динамический поток (появляющийся при столкновении ветра с препятствием, чаще всего горой), либо в термический поток (возникающий от разницы температур воздуха и поднимающихся от нагретой земли воздушных масс). Параплан может набирать высоту вплоть до границы атмосферной инверсии. Но выше 4000-5000м абсолютной высоты необходимо иметь кислородное оборудование.
Также для первоначального набора высоты и выхода в зону термических потоков используется затяжка на лебёдке. Применяются пассивные (использующие скорость транспортного средства) и активные (имеющие собственный двигатель) лебёдки. В среднем активная лебедка, на которой сейчас и происходит подъем пилотов в небо, обеспечивает минимальную высоту подъема в 150 - 300 метров в штилевых условиях. Если дует сильный ветер, то высота может достигать 500 - 600 метров.
Чаще всего пилоты стартуют на склонах холмов, сопок или гор, строго против ветра, используют восходящий динамический поток (динамик) и, набрав достаточную высоту (до 3500 м), уходят на маршрут, используя попадающиеся термические потоки (термики).
Итак, в Уфе полеты по выходным проводит Парапланерный клуб при ОФ СЛА РБ, в работе используются парапланы московской школы ASA. Всю информацию о полетах можно узнать на сайте Федерации сверхлегкой авиации РБ www.slarb.ru
Полеты на параплане можно совершать не только в горах, но и на ровной местности - для этого существует специальная лебедка, которая устанавливается в соответствии с направлением ветра. Парапланерист разбегается, взлетает вверх, и лебедка вытягивает его на максимально возможную высоту, которая зависит от силы ветра и веса пилота.
Впрочем, разбег составляет всего несколько шагов - и вот вас уже срывает в воздух! Полеты с лебедкой удобны - не надо выезжать в гористую местность, а можно организовать все на доступном расстоянии от города.
Для полетов нужна удобная обувь и одежда: как нам объяснили, некоторые светские барышни собирались в полет на шпильках, в легких развевающихся одеждах.
Так вот - обувь и одежда должны быть максимально удобными, и если у вас пока нет в наличии летного костюма, то для начала подойдет ветровка, спортивные брюки и кроссовки. Из карманов вынимается все лишнее, на голову вам водружается специальный шлем, при помощи системы разных ремешков вы пристегиваетесь к крылу - и начинаете разбег.
Первые полеты совершаются, естественно, в тандеме: вы впереди, а сзади вас находится инструктор, который будет управлять полетом и показывать, как это делается правильно, кроме того, при посадке без его чуткого руководства новичку не обойтись. Подготовка к индивидуальным полетам проходит сначала на земле, затем стажер начинает совершать свои первые самостоятельные полеты: сперва невысоко, например, с небольших горок, чтобы научиться чувствовать воздух, а затем можно «трогать небо» и на более серьезной высоте.
И вот вы в воздухе! Ощущения совершенно невероятные - впечатление такое, будто летишь над землей на стуле. А внизу (так далеко, что захватывает дух!) видны ровные квадратики полей и речка. Если вы не станете сильно сопротивляться - то можете испытать состояние настоящей невесомости и не поддающихся описанию ощущений, когда ваш параплан начнет совершать разнообразные пируэты и всякие замысловатые воздушные фигуры.
И вот потоки под крылом начинают ослабевать, а вы, делая своеобразный круг почета над своими приземленными друзьями, начинаете плавно снижаться.
Во время спуска тоже интересно, вы то проваливаетесь в невесомость, то снова ненадолго взмываете вверх. И вот ответственный момент: когда вы касаетесь ногами земли, важно суметь спружинить ногами, удерживая равновесие, и немного пробежаться.
Полет закончен! Но вы уже глотнули небесного воздуха, который наверху гораздо слаще и свежее. И вы обязательно вернетесь сюда еще - чтобы снова потрогать небо и поймать ощущение по-настоящему безоблачного счастья...
Специально для туристического портала Баш-Тур
Элина Байкова
Вконтакте тоже инфы про них не много... Хотя впринципе что еще про них интересно? Полеты надо пробовать, чувствовать. О чем тут собственно говорить?
http://vkontakte.ru/club12673850