Мировой экономический кризис, обрушившийся на нашу страну, сыграет на руку многим туристам, полагают эксперты компаний, организующих туры в дальние страны. В первую очередь, важен тот фактор, что уже в следующем сезоне цены на авиабилеты должны существенно упасть в цене из-за снижения стоимости энергоносителей, а разорение небольших операторов и авиакомпаний в конечном итоге поможет улучшить качество обслуживания.
Считается, что с рынка туристических и грузовых авиаперевозок уйдёт достаточно много игроков: конкуренцию смогут выдержать только крупные компании или же компании, предлагающие эксклюзивные услуги.
В первую очередь угроза коснётся тех компаний, которые специализируются на организации и проведении чартерных рейсов, то есть корпоративного сектора и туризма VIP-класса, а также экзотического и экстремального туризма.
В связи с текущим удорожанием топлива пострадают перевозчики, работающие с неэкономичным авиапарком, то есть те компании, которые не проводили регулярную модернизацию своей техники. Доля стоимости топлива в себестоимости рейса составляет около двух третей, и поэтому данный фактор очень важен. Эксперты отмечают, что российские самолёты по сравнению с западными отличаются большим расходом топлива при аналогичных условиях. "Трансаэро", "Сибирь" и "Аэрофлот", а также другие крупные перевозчики переживут кризис, а вот более мелкие могут разориться если не сразу, то через два-три года.
Госкомпании также пострадают сильнее: на текущий момент управленцы не успевают принимать решения в ответ на чисто рыночные угрозы.
Кризис, так или иначе, делает то, что может оптимизировать работу авиаперевозчиков и повысить их эффективность. Примером может служить объединение дальневосточных компаний.
С другой стороны, отметим, что мировой экономический кризис только усугубил традиционные проблемы, стоящие перед авиакомпаниями. В России ощущается острый дефицит квалифицированного персонала (как пилотов, так и лётчиков), практически нет образовательной базы, решающей этот вопрос. Накладывается эффект от сложной системы госрегулирования гражданской авиации и высокого уровня коррупции. К примеру, только при разбирательстве по фактам повышения цен на заправку в октябре было возбуждено 2 уголовных дела по факту коррупции. ФАС на текущий момент рассматривает и более 20 антимонопольных дел.