В зимнюю стужу деревья обряжаются мохнатым инеем, а в округе каждая травинка – былинка высвечивается своим нарядом, словно сотканным из кружевного серебра. Зима не любит многоцветья. Ей присущи две, противоположные друг другу краски – белая да черная. И изумрудная зелень мхов, хранимая вечно струящимися водами на пороге водопада – исключение из правил, определенное природой.
Добраться зимой к водопаду легче всего не через Атышский перевал,- крутой и поросший лесом, а через другой, более удобный и низкий: перевал Яланкас. Для этого следует от остановки электрички «71» км (Тоннель) возвратиться назад и пройти чуть больше 5 км вдоль железнодорожных путей, а затем перейти на правый берег Инзера, на большую Французскую поляну. На ней некогда находился железоделательный завод, управляющим которого был француз. С тех пор и зовется поляна «Французской». Завод был основан в 1888 году и просуществовал всего 13 лет. Весною, выплавленный здесь металл, сплавлялся вниз по течению реки на барках-белянах до Уфы. Там он использовался на уфимских заводах или же сплавлялся дальше, по реке Белой до реки Камы.
В 1964 году на этой поляне находились три полуразрушенных конюшни, кладбище в березовой роще, фундаменты от жилых помещений для рабочих и большой отвал шлака, - как память о прошедшем времени.
От поляны идут две дороги. Одна уходит на север через щербину перевала Яланкас длиною в 6 км, мимо входа в небольшую горизонтальную пещеру. Затем, оставляя слева по ходу длинный и глубокий овраг, минует несколько постоянных родников и спускается к реке Лемезе, на небольшую поляну. Здесь некогда стоял пункт углежогов Лемеза-юрт, а неподалеку находилась деревня Березняки. Жители ее, как и жители ряда близлежащих деревень, занимались перевозкой угля и работали на самом заводе.
В 1969 году здесь, в лесу, метрах в 100 от поляны, я совершенно случайно обнаружил какие-то гряды, уложенные параллельно друг к другу, как бы вдоль течения реки. Они были покрыты толстым слоем зеленого мха и растущими на них березами. Я решил подняться на одну из гряд, но поскользнулся. Под сорванным слоем мха увидел хорошо сохранившийся древесный уголь. И эти обнаруженные гряды оказались не чем иным, как угольными буртами, предназначенными для дальнейшей перевозки лошадьми к железоделательному заводу туда, откуда, только что пришли. Далее путь к водопаду идет по левому берегу Лемезы. До него отсюда 6-7 км.
В километре от поляны Лемеза-Юрт встречается родник и небольшая поляна. За ней дорога углубляется в лес и идет параллельно реке Лемеза. Вскоре дорога выведет вас к месту брода через Лемезу. Здесь же бежит ручей. Обратите внимание на низ стволов окружающих вас деревьев. Они покрыты толстым, изумрудно-зеленого цвета слоем мха, а это явный показатель чистоты воздуха. Лучшего места для отдыха поблизости нет.
Следует помнить, что Лемеза – горная река с возможными промоинами во льду в местах речных перекатов и там, где по левому берегу в нее впадают ручьи. Надо знать, что движение по льду возможно, если толщина его составляет не менее 10 см и идти по нему следует цепочкой, обязательно имея при себе страховочный конец веревки.
В случае если все же несчастье случилось, и кто-то провалился, то знайте, что глубины реки зимой не превышают полутора метров. Следует немедленно снять сырую одежду и переодеться во все сухое. В зависимости от состояния погоды и толщины речного льда решайте сами: двигаться ли по ледяному покрывалу реки или идти вдоль речной кромки. В любом случае следует соблюдать осторожность.
Заночевать советуем не у водопада и, тем более не в Атышской пещере, а на левом берегу Лемезы, напротив устья ручья Атыш. Здесь есть дрова, да и ветра, дующего вдоль речной долины, почти не бывает. Стопорным ориентиром служит невысокое скальное обнажение на правом берегу Лемезы. Здесь же находится и устье ручья Атыш. Место перехода через реку следует искать выше устья ручья.
Возвращаться можно старым, уже известным путем по проложенной лыжне. Но, если есть желание сократить путь и выйти к остановке «71 км» то следует идти на юг, в сторону Атышского перевала. От рекомендуемого места ночлега он находится в полутора километрах, если двигаться вверх по течению Лемезы. Стопорным ориентиром служит незамерзающий родник, расположенный на крутом взлете перевала. Взлет крутой, но короткий. Рядом с ручьем видны остатки бревен. Это не что иное, как память о гужевой дороге, которой пользовались люди, перевозившие с этих мест выжженный уголь к железоделательному заводу. Лес не столь густой, чтобы потеряться. Спуск с перевала займет около полутора-двух часов, а летом, чуть больше. До реки Инзер от начала перевала 8 км. Летняя тропа обычно промаркирована. На спуске встретятся несколько низких скальных выходов. Пройдя их встретите ручей, который и выведет вас к Инзеру.
Не следует переходить реку вблизи островов. Лучше всего это сделать метрах в ста выше их. Перейдя на левый берег, найдите дорогу и по ней продолжите путь к железной дороге.
Расположение пещер в горе Яш-кузташ. (Топосъемка Ю.В.Соколова.)
Разрез горы Яш-кузташ
Марушин Вадим Александрович