Вокруг Игнатьевки, ходит множество легенд и вариантов происхождения ее названия.
По преданию жил и был похоронен в пещере - отшельник Игнатий.
А вот кем был этот человек – версий несколько.
Вот какое описание тех событий предлагает в своей книге, изданной в 1909 году, географ М.А. Круковский.
«Было уже далеко за полдень, когда мы доехали до этих пещер. Место это необыкновенно дикое. Сим зарос высокой, широколистной травой, вроде капусты, из под которой и не видно воды...
У самого берега, как только перебродишь реку, стоит уральский крест: простой столб… а посредине столба вырезанная ножом надпись: «Ак Во» и ниже дата: 2. V. 1904. Кто это нашел себе здесь, в этой глуши успокоение?
- А зачем тот крест стоит там внизу? Кто там похоронен? - Спросил я Спирька.
- Это один дальний мужичек погиб здесь мученическою кончиною, - ответил он; - здесь на месте и похоронен.
- Расскажи! - просил я, заинтересовавшись таинственной историей.
Нехорошее тут дело случилось, больше году назад, - начал Спирько. - Давно тут объявился святой угодник, старец Игнатий, скитник по нашему. Спасал свою душу здесь: постился, молился, проводил время в благочестивых размышлениях. И далеко пошла слава о его праведной жизни, многие даже из далеких мест пошли сюда в эту глушь: кто посмотреть на благочестивого старца, послушать его, а кто и за советом; всяк несет свою лепту, а старец принимает и дает народу свое поучение, совет и благословение. Так он и жил . Только вдруг – пропал старец Игнатий. Сколь ни приходил народ, сколь ни желал его, а его нет как нет. - Должно быть умерь святой угодник, - решили люди, давайко поищем его в пещерах. – Стали искать, долго искали, наконец нашли в одной из самых глухих боковуш. И верно: умер старец. Лежит на земле, голова положена на приступочку, руки на груди и нисколечко не испортился: будто только сейчас только и умер. Удивились люди и пошли к амфирею: так и так, мол, надо святые мощи земле предать по положению. … Пришло народу видимо-невидимо. Сделали все как следует быть: отпели и похоронили в той же боковушке. Там он и по сейчас лежит; и крест над его могилой там поставлен. Потом разбрелись люди кто куда; одни ползли наверх, на скалу, посмотреть сверху, друге развели костры на бережку и давай закусывать, третьи бродить по пещерам. А тем, что были наверху, захотелось посмотрев, как это камни полетят сверху горы да прямо в реку забавно, поди-ты. Взяли и столкнули вниз камень пудов этак с сотню. Покатился он, да не туда, куда думали; покатился на народ, напал на мужичка, который пил, себе, не ожидая беды, чаек, напал раздавил, и как ни в чем небывало спокойно скатился по крутому бережку в реку. Там он и по сей день стоит.
А от мужичка одна лепешина осталась: блин - блином, и вся голова сплющена. Взвыли тут все бабы ревут, по траве катаются, смотреть не могут. Ничего не поделаешь пришлось второй раз панихиду служить. Отпели покойника со слезами, как и святого то не отпивали, вырыли тут же могилу, закопали и поставили, крест. Вот, с тех пор он тут и стоит.
- А какие там буквы на кресте вырезаны?
- Имя его, должно быть. Звали его Акимом, а по фамилии не помню. Да, мученическую кончину принял неповинный человек. А все из-за чего? Если бы не эти мощи ни чего бы и не было. Вы послушайте то, что дальше было. Пошла слава, что мощи святые объявились, и чуть было по казенному их не объявили. Известно, дело доходное: народ на богомолье пойдет. Только, прознали про это дальние староверы.
- Вы знаете крещеные,- спрашивают, - кто старец Игнатий вам-то?
- Известно кто, - отвечают, - святой угодник Божий.
- Не святой он, и не угодник он Божий, - говорят, - а конокрад он! Из нашей он деревни... Коней крал, а здесь скрывался от полиции, потому; нисколько раз потому остроге сидел, и бежал из тюрьмы. А ежели, говорить, он после смерти не испортился в теле, так это не по тому что он святой, а потому, что воздух такой в пещере. Убей ты нас грешных, - говорит, - да положи в эту пещеру: хоть и не святые, да не сразу сгнием. Вот что!...
Как узнал про это народ, так и шабаш. Так и перестали сюда на поклонение ходить. А невинный-то человек из-за этих мощей и пострадал.»
Как доехать до Игнатьевской пещеры
По трассе Уфа – Челябинск. Через 20 км после Сима, правый поворот на Аратское. От Аратского, мимо кладбища (слева) по грунтовой дороге. Затем дорога идет по лесной местности и приводит к развилке. Левое ответвление привет вниз, к реке Сим, напротив пещеры. Дороги справа выведут на стоянки, находящиеся на вершине скалы.