Основой хозяйства башкир было кочевое скотоводство. Они занимались также охотой и бортным промыслом. Земля у башкир считалась собственностью племени или рода. Однако лучшие кочевья, охотничьи и бортные угодья захватывались местными феодалами.
Башкиры жестоко эксплуатировались татарскими ханами, ногайскими мурзами, местной знатью, которые взимали огромную дань (ясак), главным образом, скотом и пушниной. Помимо ясака население должно было выставлять своим властителям воинов и лошадей. Междоусобные войны собственных феодалов еще более разоряли простой народ. Все это невыносимым бременем ложилось на плечи трудящихся башкир.
Башкиры не раз поднимались на борьбу против гнета иноземных поработителей, за свою свободу. Однако в условиях феодальной раздробленности страны отдельные стихийные выступления населения не могли привести к прочному успеху. Разгром Казанского ханства в 1552 году и присоединение Среднего Поволжья к Русскому государству создали условия для освобождения башкир от ногайских и сибирских феодалов. Первыми русское подданство приняли западные башкирские племена, ранее подвластные казанским ханам, затем башкиры, подчи-ненные ногайским мурзам. Несколько позже в состав Русского государства вошли зауральские башкиры. Царь Иван Грозный "жаловал" своих новых подданных специальными грамотами, в которых признавалось вотчинное право башкир на их земли и содержались гарантии безопасности и экономических льгот. За "пожалованную" землю башкиры обязывались платить ясак (вначале пушниной, медом, позднее - деньгами).
Изначально управление Башкирией было сосредоточено в приказе Казанского дворца, созданном после присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Однако отдаленность уезда вызывала ряд трудностей и неудобств. Затруднялось, главным образом, управление обширным краем и его защита от набегов соседних кочевников. Отсутствие городов с постоянными военными гарнизонами открывало широкую возможность частым вторжениям сибирского хана Кучума и ногайских мурз, которые продолжали претендовать на власть над башкирами, требовали с них дань, угоняли скот, уводили пленных.
В последней четверти 16 века активизировалась борьба Русского государства с Сибирским ханством, которая завершилась в 1598 году разгромом Кучума и присоединением Сибири к России. В связи с этим Башкирия, через территорию которой пролегала Казанско-Сибирская дорога, - одна из жизненно важных артерий государства, приобретала все большее значение во внешнеполитических планах царя Ивана IV и его правительства.
Для закрепления своей власти во вновь присоединенном крае, организации управления им и превращения его в плацдарм для проникновения в казахские степи и Сибирь Царскому правительству нужен был опорный пункт. В свою очередь башкиры, страдавшие от частых набегов воинственных степняков, нуждались в постоянной вооруженной помощи московского правительства.
Такую помощь им мог оказать только гарнизон города-крепости. Башкирам нужен был город и как место уплаты ясака, который они до этого вынуждены были возить в далекую Казань.
Вот почему башкиры в 1573 году обратились к Ивану Грозному с просьбой о строительстве на их земле города.
В 1574 году отрядом русских стрельцов на высоком правом берегу реки Белой недалеко от устья реки Уфы сооружается небольшой укрепленный пункт. Место для его строительства было выбрано весьма удачно. С севера на юг протекала, река Сутолока, защищавшая поселение с востока, с юго-запада был крутой подъем, а река Белая представляла для степняков почти непреодолимую преграду; с северо-востока оно оборонялось особым земляным валом, остатки которого сохранялись вплоть до конца 19 века. Исключительная выгодность расположения поселения в смысле его защиты способствовала впоследствии успешному отражению всех нападений соседних кочевых племен.
Поселение, возведенное стрельцами на горе, по мнению Р. Г. Игнатьева, носило вначале название, этой же горы Тура-тау - "Гора-крепость", а когда было обнесено дубовой стеной, то местное население и казахи стали называть его "Имэнкала" - "Дубовая крепость". Почти одновременно поселение стало называться Уфа. В том же столетии это название утвердилось за городом.
Уфимский Кремль
Происхождение слова "Уфа"
Происхождение слова "Уфа" до сих пор остается невыясненным.
По мнению крупнейшего тюрколога Н. К. Дмитриева, название "Уфа" восходит, к древнетюркскому слову "уба", что означает "холм", "курган", "гористое место".
Заслуживает внимания и гипотеза В. И. Филоненко о происхождении названия города от древнетюркского слова "уфак" - "малый", "небольшой" Высказывалось также предположение, о том, что город своим именем обязан башкирскому роду "епэй" (русское написание — упей).
Основание Уфы сыграло огромную роль в истории Башкирии. Постройка Уфы способствовала появлению других городов - Бирска, Мензелинска, Табынска. Началось планомерное заселение русскими обширных районов вновь присоединенного края.