Карта сайта

Баштур | Туризм Башкортостана
Поиск по сайту
ПОИСК ТУРОВ
Из города
Тип тура
Страна
Цена
от   до
горящие предложения
Подписка на рассылки

НОВЫЕ ФОТО


Статьи

Экскурсии по Уфе с фотосессией
Экскурсия по Уфе Есть такой город Уфа в России. Вроде на первый взгляд ничем непримечателен. Но как вы узнаете, насколько он красив, если не посетите его хотя бы один раз? Уфа – столица...
Испания - горячая страна для активного отдыха
Одной из крупнейших европейских стран является Испания. Ее культурные особенности притягивают многих туристов, в том числе и туристов из стран СНГ, о чем они, как правило, узнают из ресурсов типа...

 

 

Историческая справка

Историческая справка
Коренные жители нашей республики  -  башкиры издавна населяли территорию по обеим сторонам Уральского хребта между реками Волгой, Камой, Тоболом, а также верхним и средним течением Яика (Урала).
До середины XVI века башкиры жили более или менее разрозненными племенами, а иногда объединялись в небольшие племенные союзы. Существование такого союза известно в юго-восточной Башкирии, куда входили племена бурзян, усерган, кыпчак, тамьян и тангаур. В образовании башкирской народности, наряду с многочисленными башкирскими племенами, известными нам по письменным источникам, начиная с VIII-IX вв., несомненно, участвовали и более ранние племенные объединения, носители древнейших местных культур бронзового и железного веков. Башкиры сложились в народность на той территории, которую они занимают. Давно начавшийся процесс формирования башкирской народности в силу ряда экономических и политических причин продолжался столетиями, и он завершился во второй половине XVI века, когда башкиры вошли в состав Русского государства. Основное этническое ядро составляли тюркоязычные племена, однако несомненным является наличие в составе этой народности и угорского, точнее, мадьярского элемента.
Башкиры были кочевниками-скотоводами. Они занимались звероловством, рыболовством и бортничеством. Земледелие начало развиваться раньше всего в западной части Башкирии, но с приходом татаро-монгольских завоевателей башкиры перестали заниматься хлебопашеством и вернулись к нему лишь во второй половине XVI - начале XVII вв. Огромные запасы разнообразнейших полезных ископаемых Башкирии в силу низкого уровня развития производительных сил использовались очень мало. Тем не менее уже в X веке башкиры умели примитивным способом добывать железную и медную руды и производить их обработку. Они изготовляли из железа пики, наконечники стрел, украшения для конской сбруи из меди, занимались выделкой кожи, изготовлением домашней утвари, легко переносимых с места на место кибиток - тирмэ и др. Торговали башкиры с камскими булгарами, рынок которых связывал Восточную Европу с Азией; торговали они мехами, медом, воском, скотом, но главным образом лошадьми.
Во главе башкирских племен и родов, сообща владевших определенными земельными территориями и угодьями, стояли родоплеменные вожди, которые назывались биями. Среди своих соплеменников они пользовались большой властью и широкими правами. Согласно сведениям шежере (башкирских летописей), их власть была наследственной. Особо важные вопросы решались на йыйынах (собраниях, по русским источникам - съездах) рода или племени. Йыйыны бывали также межплеменные, а впоследствии и всебашкирские. На йыйынах решающее слово принадлежало знати, а позднее - феодальной верхушке.
В брачных отношениях у башкир господствовала экзогамия, то есть характерный для родового строя обычай брать жен только из

другого рода. В быту башкир имела место кровная месть - карымта. Наряду с карымтой существовала и барымта, то есть набег с целью захвата скота, имущества и пленников (ясырей) у того рода или племени, члены которых причинили материальный ущерб. Барымта получает наибольшее распространение особенно в связи с развитием патриархально-феодальных отношений в башкирском обществе. В более ранний период религиозные верования башкир представляли сочетание тотемических представлений с обожествлением сил природы. С X века среди башкир стал постепенно распространяться ислам, по-видимому, занесенный булгарскими купцами и восточными проповедниками.
Общественный строй башкир X-XVI вв. характеризовался развитием раннефеодальных отношений, осложненных патриархальными пережитками. Родовая община не представляла единого целого, внутри ее давно шел процесс выделения эксплуататорской верхушки - биев, мурз, тарханов, военной аристократии (батырей), которые пользовались особым влиянием в выборе мест для кочевья, играли главную роль на родовых или племенных йыйынах и во всей общественной жизни башкир. Землевладение у башкир было общинное. Земля считалась собственностью племени или рода. Однако общинное владение землей, по существу, являлось лишь патриархальной оболочкой, юридической фикцией, прикрывающей неравенство в пользовании пастбищами, которое в действительности имело место в башкирском обществе. Господствующее положение в пользовании землями принадлежало тому, кто фактически распоряжался районом кочевья, пастбищем и кто являлся крупным скотовладельцем. Башкирские феодалы, узурпировавшие общинные земельные угодья, в свою очередь выступали вассалами по отношению к более крупным феодалам. Таким образом складывалась иерархическая собственность феодалов на пастбища. На верхних ступеньках иерархической лестницы до середины XVI века стоял ногайский или казанский хан, номинально являющийся верховным собственником земли башкир, который собирал с подвластного ему населения ясак. Со второй половины XVI века в качестве такого верховного собственника выступал русский царь. Ясак платили башкиры пушниной и медом со всей общины соразмерно количеству занимаемой ею земли. Однако основными плательщиками  ясака  были  рядовые общинники.
Башкиры никогда не имели своей государственности; на протяжении многих веков они находились под властью различных ханств. Западная часть Башкирии в IX-XIII вв. была подвластна Булгарскому ханству. В 1236 году Башкирия была завоевана татаро-монголами, и с того момента она оказалась в составе ханства Золотой орды. В конце XIV-начале XV вв. раздираемая межфеодальными усобицами Золотая орда распалась. Но на ее развалинах вырастали новые государственные образования. В связи с этим политическое и экономическое положение Башкирии еще более ухудшилось. Она оказалась расчлененной: большая часть территории и населения юго-восточной Башкирии была подвластна Ногайской орде; западные башкиры подчинялись Казанскому ханству; северо-восточные - Сибирскому ханству. Эти ханства были экономически отсталыми, политически непрочными феодальными государствами, внутри их шла неослабная междоусобная борьба, в которую насильственно втягивались и башкиры. Последние вынуждены были поставлять конницу в распоряжение своих властителей. Башкиры лишились лучших мест кочевья, размеры ясака не были определенными - он взимался по усмотрению ханов и их наместников. Отдельные стихийные выступления народа против различных ханств в условиях раздробленности Башкирии не могли привести к успеху.
Успешная внешняя политика русского правительства на Востоке и падение татарских ханств в Поволжье и Сибири в середине XVI века дали возможность башкирам освободиться от ига ногайских мурз и князей, казанских и сибирских ханов и войти в состав Русского многонационального государства. В 1554-1557 гг. основная часть Башкирии добровольно присоединилась к России. А зауральские башкиры подчинились власти русского царя в конце XVI - начале XVII вв., когда было сокрушено  Сибирское ханство. Это событие имело исключительно важное историческое значение и явилось переломным моментом, определившим дальнейшую судьбу башкирского народа. Результаты и последствия вхождения башкир в состав Русского централизованного государства носили глубоко прогрессивный характер. Было покончено с политической раздробленностью Башкирии, вместе с тем появились условия для окончательного формирования   башкирской   народности.
С конца XVI и начала XVII вв. под влиянием русского и нерусского пришлого крестьянского населения начинается переход башкир к земледелию и оседлой жизни. Однако этот процесс развивался не во всех районах Башкирии одинаково. В этом отношении в Башкирии намечается в основном две области: западная и восточная. В первой переход к оседлости и земледелию шел более быстрыми темпами, а в другой, восточной области, кочевое скотоводство удерживалось дольше и развитие земледелия шло медленнее, чем в западной Башкирии.
После присоединения к России башкиры в 1573 году обратились к русскому правительству с просьбой построить на их земле город. В 1574 году началась постройка крепости Уфы, с 1586 года она превращается в город и становится административным центром. В дальнейшем возникли крепости и города: Бирск, Мензелинск, Табынск, Оренбург, Челябинск, Стерлитамак и др. Управление Башкирией вначале осуществлялось приказом Казанского дворца, а на месте - русскими воеводами, находившимися в Уфе, Мензелинске, с 1738 года и в Челябинске.
В 1744 году была образована обширная Оренбургская губерния, в которую вошла и Башкирия в составе двух провинций: Уфимской и Исетской (Сибирское Зауралье).
Еще в XVII веке правительство начало изучение и использование богатств Урала. На территории Башкирии вскоре началось строительство заводов. В Оренбургском крае в это время имелось 40 железоделательных и медеплавильных заводов. Как правило, заводы строились на землях башкирских вотчинников. Промышленное строительство усилило приток русского населения в Башкирию. На Урале концентрируется большая армия работных людей, мастеровых и приписных к заводам крестьян. Башкиры общались с работными людьми и русскими крестьянами. В горнозаводскую промышленность постепенно втягивались и башкиры, особенно значительной была их роль в добыче и доставке медных и железных руд. Появились рудопромышленники: Исмаил Тасимов, Токтамыш Ишбулатов, Бускуновы и др. Среди башкир появились также люди, пытавшиеся заняться добычей нефти. В 1754 году Надыр Уразметов открыл нефтяные источники, появившиеся на поверхности земли, и приступил к постройке «нефтяного завода», но условия того времени не позволили ему добиться серьезных успехов.
С XVII века начинается приток пришлых людей. Переселенцы - крестьяне разных национальностей, бежавшие из центральных уездов России и Среднего Поволжья от безземелья, крепостничества и национального гнета, увеличивали население Башкирии, способствовали развитию производительных сил края. Кроме коренных жителей, здесь были русские, татары, чуваши, мари, удмурты, мордва и др. Царизм разжигал вражду между народами, искал себе опору среди местных феодалов. Часть башкирских и татарских старшин, сотников, тарханов, мурз и баев стала на сторону царизма и помогала ему в проведении колониальной политики в  Башкирии.
Колониальное наступление царизма в Башкирии особенно активизировалось в 30-х годах XVIII века. Башкирия была окружена сетью крепостных линий, где размещались военные гарнизоны. Отбирались земельные угодья, упразднялись остатки самоуправления башкир, усиливался феодальный гнет; неограниченным был произвол начальников местной царской администрации. Непокорная часть населения подвергалась жестокому наказанию, ссылке на каторгу, аулы и дома их сжигались, посевы уничтожались, отбиралось имущество, а жены и дети непокорных башкир раздавались «охочим людям» в крепостничество. Рядовые башкиры и трудовое пришлое население подвергались гнету и эксплуатации как со стороны царизма, русских помещиков и чиновников, так и со стороны своих  феодалов.
Против социального и национального гнета трудовые массы Башкирии вели неравную героическую борьбу. Много раз башкиры поднимались на восстание. Особенно упорными были восстания башкир 1705 - 1711 гг. и 1735-1740 гг., направленные против усиления колониального гнета в башкирском крае. Исключительно важное историческое значение имело широкое и активное участие башкирского народа в Крестьянской войне 1773 - 1775 гг., предводительствуемой Е. И. Пугачевым. В период этого восстания башкирский народ выдвинул и своего выдающегося национального героя Салавата Юлаева. Его сподвижниками были Кинзя Арсланов, Юлай Азналин и др. В период великой Крестьянской войны 1773-1775 гг, совместная борьба народов была направлена не только против царизма и крепостничества, но и против местных эксплуататоров.
В 80 - 90-х гг. XVIII века в Башкирии произведен был ряд реформ в области землеустройства и землепользования, а также в политико-административной и духовной жизни башкир. В целях духовного порабощения мусульманских народов в 1788 году в Уфе было учреждено так называемое Оренбургское мусульманское духовное собрание во главе с муфтием, ставшее центром религиозного фанатизма и схоластики. Деятельность духовного управления была всецело подчинена интересам царизма. С 1797 по 1832 год проводилось специальное размежевание башкирских земель. По указу 10 апреля 1798 года в Башкирии вводилась так называемая кантонная система управления, превратившая башкир и мишарей в военное сословие. Было образовано 12 кантонов, впоследствии число их доходило до 28. Основной повинностью башкир была военная служба по охране восточных рубежей империи и  участие в дальних походах.
Начиная со второй половины XVI века башкиры широко привлекались на военную службу и участвовали во многих войнах России, в том числе в знаменитом ополчении Минина и Пожарского, в Северной войне при Петре I, в Семилетней войне и др. Указом 16 марта 1754 года с башкир был снят ясак, и с тех пор они несли пограничную службу не только летом, но и в зимнее время. А в кантонный период военная служба стала постоянной обязанностью всего взрослого мужского населения. В период Отечественной войны 1812 года было сформировано 28 башкирских конно-казачьих полков, из них более 20 полков участвовало в разгроме наполеоновской армии. В этой войне участвовали также тептярские и мишарские конно-казачьи полки. Несколько конно-казачьих полков было сформировано башкирами и для участия в Крымской войне. После реформы 1861 года произошли изменения и в Башкирии. В 1865 году кантонная система была упразднена, и башкиры были переведены в общеподатное крестьянское положение. В том же 1865 году была образована самостоятельная Уфимская губерния. В этот период оседлая жизнь башкир еще более упрочилась, расширилось земледелие. Вторая половина XIX века характеризуется как период массового расхищения башкирских земель, в котором участвовали начиная от казны и министров до местных помещиков, чиновников и кулаков. Значительная часть коренных жителей страдала от малоземелья и безземелья, лишилась своего скота, росла нищета среди основной массы населения. Возобновилась политика насильственной христианизации башкирского населения, несколько ослабевшая в кантонный  период.
В пореформенный период тысячи башкир покидали свои деревни и уходили на отхожие промыслы, на уральские заводы и на лесоразработку. Развитие капитализма в стране не миновало и Башкирию, оно приводило к зарождению местной, в основном торговой буржуазии и кулачества. Шел процесс формирования башкирского пролетариата, занятого главным образом на подсобных работах и лесоразработках. Но башкиры были слабо втянуты в капиталистические отношения, и численность промышленного пролетариата   была   незначительной.
В культурном отношении Башкирия была отсталой окраиной царской России. Чуть ли не в каждой более значительной деревне открывались религиозно-клерикальные школы-мектебе, тогда как общеобразовательные школы были чрезвычайной редкостью. Царизм и духовенство насаждали схоластику и религиозный фанатизм, народ держали в невежестве. Обучение шло не на родном языке. Широко было развито устно-поэтическое народное творчество, но для развития художественной литературы условий не было. Башкиры не имели своих национальных печатных органов и издательств. Писатели-одиночки и немногочисленная творческая интеллигенция подвергались преследованиям со стороны царизма и мусульманского духовенства. Культурно-просветительные учреждения для народа не создавались, население не могло получить медицинской помощи.
Революционное движение в Башкирии возглавлялось русским пролетариатом. В конце XIX века в Уфе и на заводах Южного Урала   началось  социал-демократическое    движение,    которое  возглавлялось ссыльными марксистами А. Д. Цюрупой и др. Исключительно важное значение в жизни социал-демократов Башкирии имел двукратный приезд В. И. Ленина в Уфу в  1900 году и длительное пребывание Н. К. Крупской,  высланной сюда царским правительством. К 1903 году был  создан Уфимский комитет РСДРП, который был представлен на II съезде РСДРП двумя делегатами. По примеру Москвы и Петрограда   под руководством местных большевиков рабочие Уфимской губернии устраивали массовые забастовки и политические стачки. В декабрьские дни 1905 года в Уфе произошло вооруженное столкновение рабочих с царскими войсками. В эти же дни возникли Советы рабочих депутатов в Уфе и Златоусте. Многие стачечные комитеты, возникшие на заводах Южного Урала, выполняли функции Советов рабочих депутатов. В борьбе против царского самодержавия и помещиков активное участие принимало крестьянство Башкирии.
Поражение первой русской революции не сломило воли народа. Героическая борьба пролетариата и всех трудящихся нашей страны возглавлялась Коммунистической партией. В. И. Ленин выработал программу и политику партии по национальному вопросу, являющуюся составной частью общей революционной борьбы рабочего класса за диктатуру пролетариата.
Великая   Октябрьская   социалистическая    революция    навсегда покончила   с   национально-колониальным   гнетом   в   нашей    стране.

Путеводитель по Башкирии стр. 20-29


Турфирма: БАШТУР Турист: admin

7 ноября 2011

 
 

 

Комментарии


 

АВТОРИЗАЦИЯ


Горящие туры

Пляжный отдых
Греция - Крит, размещение - отель Dessole Blue Star Crete 4*
из города Уфа - c 19.05.2018
58000 руб.
Пляжный отдых
Турция - Мармарис, Турция, размещение - отель Mersoy Bella Vista Suites 4*
из города Уфа - c 23.05.2018
43200 руб.
 Все горящие туры >>

Новости туризма

12.12.2019 Зимний отдых на Южном Урале: снегоходные, конно-санные, лыжные туры!
12.12.2019 Аренда купольного дома до 8 человек на Новый год с 31.12 по 02.01!
12.12.2019 Новогодние праздники в Уфе!
23.09.2016 Экскурсии по Уфе для школьников
11.03.2015 Фестиваль "Весеннее ралли - 2015" в Уфе
Все новости Новости в RSS


Партнеры

Уральские горы

Телефон: 8-917-4212912

Каталог туристических сайтов >>